21 октября 2021 года
В городе Саранске проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области
20 октября 2021 года в городе Саранске в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области (далее – Управление) за 9 месяцев 2021 года в формате видео-конференц-связи. Мероприятие прошло под председательством заместителя руководителя Управления Н.А. Давыдова. В работе публичных обсуждений приняли участие Представители Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия, Республиканской ветеринарной службы Республики Мордовия, Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия, филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Республике Мордовия, Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия, органов местного самоуправления, малого, среднего и крупного бизнеса, средств массовой информации, сотрудники территориального управления Россельхознадзора. Открывая публичные обсуждения, Н.А. Давыдов отметил, что прошло больше трех месяцев с момента вступления в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Закон разработан с целью перехода от «палочной» системы контроля к «умному контролю», основанному на внедрении профилактики в работе контрольно-надзорных органов. Одним из основных показателей эффективности контроля должно стать не количество проведенных мероприятий, а снижение барьеров для развития бизнеса. На сегодняшний день государственный контроль (надзор) осуществляется на основании положений о видах контроля, в которых учтена специфика отдельных видов государственного контроля и надзора, а также названия отдельных проверочных мероприятий и действий, присущие конкретному виду. Положение о конкретном виде контроля (надзора) регламентирует порядок его организации и осуществления. Все мероприятия проводятся с учетом риск-ориентированного подхода. Также Н.А. Давыдов подчеркнул, что в 2021 году эпизоотическая обстановка по АЧС, высокопатогенному гриппу птиц остается крайне напряженной как в мире в целом, так и на территории Российской Федерации. Поэтому одна из основных задач специалистов Управления не допустить заноса и распространения особо опасных заболеваний на территории республики. Кроме того, было обозначено, что в настоящее время экспортные операции имеют огромное значение, так как способствуют росту экономики. Республика Мордовия является активным экспортером своей продукции во многие страны. Н.А. Давыдов обратил внимание участников публичный обсуждений, что с текущего года Россельхознадзор наделен полномочиями по соблюдению требований законодательства в сфере обращения пестицидов и агрохимикатов при ввозе на территорию России, а также соблюдение регламентов их применения при производстве сельскохозяйственной продукции (кроме применения пестицидов и агрохимикатов гражданами для ведения личного подсобного хозяйства). С 1 июля 2022 года на территории Российской Федерации будет внедрена Федеральная государственная информационная система прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов (ФГИС ППА), которая создается в целях обеспечения учета пестицидов и агрохимикатов при их обращении. Затем, согласно плану проведения публичных обсуждений, с докладом по правоприменительной практике и с руководством по соблюдению обязательных требований выступил начальник отдела государственного ветеринарного надзора по Республике Мордовия Чумарин Р.К. За 9 месяцев 2021 года специалистами отдела проведено 449 контрольно-надзорных мероприятий. При этом выявлено 443 нарушения, составлено 365 протоколов, выдано 159 предписаний, вынесено 373 постановления. В целях исполнения полномочий по федеральному государственному ветеринарному надзору, осуществляемому с 1 января 2020 в соответствии с Законом РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» в отношении физических лиц по обращениям граждан специалистами Управления проведено 124 выездные проверки, 3 инспекционных и 5 профилактических визитов, в ходе которых выявлено 80 нарушений. По выявленным нарушениям выдано 51 предписание, составлено 53 протокола. В целях исполнения поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко (протокол заседания в режиме видеоконференцсвязи постоянно действующей противоэпизоотической комиссии Правительства Российской Федерации от 19.01.2021 г. № 1) и приказа Россельхознадзора от 01.02.2021 г. № 93 и 94 «О проведении проверок» проведено 16 внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по содержанию, разведению и убою птицы, хранению, производству и реализации мяса птицы и продуктов его переработки. По выявленных нарушениям выдано 11 предписаний, составлено 29 протоколов, проведена 61 внеплановая проверка в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по содержанию, разведению и убою свиней, хранению, производству и реализации свинины и продуктов её переработки, а также внеплановых проверок свиноводческих хозяйств, организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, отнесённых к III и IV компартментам, на предмет выполнения критериев компартментализации. По выявленных нарушениям выдано 51 предписание, составлено 63 протокола. В целях исполнения поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 9 июля 2021 г. № ВА-П11-9302 и приказа Россельхознадзора от 13.08.2021 г. № 911 «О проведении проверок» проведено 17 внеплановых выездных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по содержанию, разведению и убою свиней, хранению, производству и реализации свинины и продуктов её переработки. По выявленных нарушениям выдано 15 предписаний, составлено 15 протоколов. В целях исполнения поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 16 июля 2021 г. № ВА-П11-9718 и приказа Россельхознадзора от 13.08.2021 г. № 915 «О проведении проверок» Управлением в 2021 году проведено 2 внеплановых выездных проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по содержанию, разведению и выращиванию водных биологических ресурсов. По выявленных нарушениям выдано 2 предписания, составлено 2 протокола. В рамках мероприятий по недопущению заноса и распространения вируса АЧС за 9 месяцев 2021 года проведено 130 проверок в отношении хозяйствующих субъектов. По выявленным нарушениям выдано 65 предписаний, составлено 77 протоколов. В рамках осуществления совместных рейдовых обследований территорий на предмет обнаружения павших диких кабанов совместно со специалистами Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия проведено 6 мероприятий, в ходе которых трупов кабанов не обнаружено. В целях осуществления мониторинга эпизоотической ситуации по АЧС среди домашних свиней и диких кабанов за 9 месяцев 2021 года произведен отбор 19357 проб в рамках регионального мониторинга и 1094 пробы в рамках федерального мониторинга. Во всех случаях получен отрицательный результат на наличие вируса АЧС. За указанный период отобрано и направлено в ФГБУ «ЦНМВЛ», ФГБУ «ВГНКИ», ФГБУ «ВНИИЗЖ» для проведения лабораторных исследований 8299 проб. Их них отобрано: 7861 проба биологического материала от животных, птицы, пчел, при исследовании которых получено 206 положительных результатов и 438 проб животноводческой продукции, при проведении получено 57 положительных результатов (содержание остаточного количества лекарственных средств). По всем случаям выявления нарушений действующих норм законодательства информация направлена производителям пищевой продукции, в Республиканскую ветеринарную службу, в Комиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Республике Мордовия. По выявленным положительным результатам, проведено 7 внеплановых проверок, согласованных с Прокуратурой Республики Мордовия. По выявленным нарушениям составлено 10 протоколов, выдано 7 предписаний. Производителям выдано 17 предписаний о прекращении действия деклараций о соответствии. Прекращены действия 36 деклараций о соответствии. С начала текущего года мониторинговой группой Управления выявлено 827 нарушений. За нарушение ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов заблокировано 16 уполномоченных лиц. Аннулирована регистрация 1 лица. Направлено 102 предупреждения о возможной блокировке уполномоченных лиц, допустивших нарушения. Направлено 24 письма в Республиканскую ветеринарную службу о необходимости принятия мер в связи с нарушениями, допущенными государственными ветеринарными врачами. С начала текущего года выявлено 11 фантомных предприятий, осуществляющих оборот подконтрольной продукции. Все площадки исключены из системы ФГИС "Меркурий", в отношении лиц, осуществлявших оборот товаров с использованием фантомных площадок приняты меры. Также Чумарин Р.К. подчеркнул важность ознакомления с новыми нормативно-правовыми актами. С 29 июня 2021 года вступил в законную силу федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации». Закон устанавливает основные задачи и направления развития пчеловодства; права союзов (ассоциаций) пчеловодческих хозяйств; меры поддержки (включая содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих, потребительских и иных с/х кооперативов); полномочия органов власти в данной сфере. Отдельные нормы посвящены предупреждению и ликвидации болезней пчел, предотвращению отравления пчел пестицидами и агрохимикатами, сохранению племенной продукции пчеловодства. С 1 сентября 2021 года вступил в силу: приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.03.2021 № 156 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов лейкоза крупного рогатого скота. Данные правила устанавливают обязательные требования к осуществлению профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов лейкоза крупного рогатого скота, приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.03.2021 № 157 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов ящура". Данные правила устанавливают обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов ящура, приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.03.2021 № 158 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов высокопатогенного гриппа птиц". Данные правила устанавливают обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов высокопатогенного гриппа птиц, приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.05.2021 № 327 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота". Данные правила устанавливают обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота. Далее с докладом выступил начальник отдела государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте по Республике Мордовия С.И. Морозов. В рамках осуществления контроля за перемещением (перевозками) подконтрольных товаров, контроля за обращением лекарственных средств для ветеринарного применения, лицензионного контроля и лицензирования фармацевтической деятельности на территории Республики Мордовия проведено 1360 контрольно-надзорных мероприятий, из них 13 плановых проверок, 14 внеплановых проверок, 1 рейдовое мероприятие, 46 обследований хозяйствующих субъектов на предмет соответствия требованиям стран-импортёров и ввоза подконтрольных товаров, произведён досмотр 1286 партий подконтрольных грузов. По результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлено 75 нарушений, составлено 23 протокола, выдано 10 предписаний, наложено штрафных санкций на сумму 90,5 тыс. рублей, вынесено 3 предупреждения. За 9 месяцев 2021 года рассмотрены 8 заявлений на предоставление и переоформление лицензий на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения. По результатам их рассмотрения первично предоставлены 5 лицензий (4 лицензии – по Пензенской области, 1 лицензия – по Республике Мордовия), переоформлены 3 лицензии (по Пензенской области). В сфере осуществления контроля за соблюдением лицензионных требований и контроля за обращением лекарственных средств для ветеринарного применения проведены 26 проверок, выявлены 69 нарушений, выданы 10 предписаний, оформлены 17 административных протоколов. Проведены 46 обследований поднадзорных хозяйствующих субъектов республики, в том числе 42 обследования предприятий – на предмет соответствия ветеринарно-санитарным требованиям третьих стран с целью получения права на экспорт продукции в зарубежные страны и страны Евразийского экономического союза, 3 обследования предприятий – на получение разрешения на ввоз подконтрольных товаров из иностранного государства, 1 обследование – на предмет исполнение плана корректирующих мероприятий. С.И. Морозов отметил, что с 11 апреля 2021 года вступил в силу приказ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 28 декабря 2020 г. № 1406 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору предоставления государственной услуги по лицензированию фармацевтической деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения». Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Россельхознадзора при осуществлении лицензирования фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Россельхознадзора, их должностными лицами, взаимодействия Россельхознадзора с юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, иными органами государственной власти, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги по лицензированию фармацевтической деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения. За 9 месяцев 2021 года отделом установлено, что одним из основных нарушений производителями сельскохозяйственной продукции Республики Мордовия (предприятиями – экспортёрами) является выпуск в обращении продукции животного происхождения, содержащего в своём составе лекарственные препараты с превышениями допустимых уровней их содержания. Россельхознадзором в отношении 5 предприятий – экспортёров 12 раз вводился режим усиленного лабораторного контроля (УЛК) по странам Таможенного союза, Абхазии, Азербайджана, Украины, Таджикистана, Кувейта, Гонконг, Вьетнам, Япония. В отношении одного предприятия-экспортера Республики Мордовия дважды вводился статус "Предупреждение" (несоответствие по массовой доле белка, массовой доле жира, выявление ДНК свиньи незаявленного производителем, в колбасных изделиях). Выявлен факт нарушения предприятием – экспортёром требований страны – импортёра по применению запрещённых лекарственных средств. На аттестованное предприятие от поставщиков на убой поступали животные (свиньи), которым при выращивании для лечения применяли лекарственные препараты, запрещённые в применении Социалистической Республики Вьетнам. В связи с вступлением в силу с 21.04.2021 года Регламента ЕС от 15.03.2017 года № 2017/625 ветеринарные требования, применяемые к композитной продукции, больше не будут зависеть от процентного соотношения ингредиентов животного происхождения. Указанным регламентом определено, что сырьё, из которого изготовлены переработанные продукты животного происхождения, включённые в состав композитного продукта (стабильного или не стабильного при хранении), должно происходить с одобренных Европейской комиссией предприятий и из страны, уполномоченной экспортировать такие переработанные продукты в ЕС. Регламентом установлена соответствующая форма ветеринарного сертификата для ввоза животноводческих грузов на территорию ЕС. С докладом по правоприменительной практике и с руководством по соблюдению обязательных требований в области государственного земельного надзора выступил начальник отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия И.Г. Биушкин. За 9 месяцев 2021 года проведено 339 контрольно-надзорных мероприятий, в ходе которых выявлено 118 нарушений, составлен 131 протокол, выдано 57 предписаний. Проконтролированная площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 29151,3 га. За 9 месяцев 2021 года Управлением вынесено 65 постановлений по делам об административных правонарушениях. В ходе контрольных (надзорных) мероприятий был выявлен 1 факт захламления земель отходами производства и потребления на площади 3,7 га, 1 несанкционированный карьер на площади 1,5 га. За 9 месяцев 2021 года сотрудниками отдела было отобрано 178 почвенных проб на площади 1224,82 га. По результатам лабораторных исследований в 11 образцах установлено снижение агрохимических показателей почвы, 8 – микробиологических, 11 химико-токсикологических. С целью применения мер экономического стимулирования землепользователей в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ за 9 месяцев 2021 года в налоговые органы была направлена информация о 61 земельном участке сельскохозяйственного назначения, неиспользуемых для сельскохозяйственного производства. Общая площадь нарушения на этих участках составила 1530,44 га. За 9 месяцев 2021 года отделом выявлено 64 нарушения земельного законодательства, выразившихся в невыполнении мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв в части допущения зарастания. Зарастание выявлено на площади 1,588 тыс. га. По результатам проверок в отношении правообладателей указанных участков составлены протоколы, назначены административные наказания в виде штрафа. Также выданы предписания об устранении выявленного правонарушения. Биушкин И.Г. подробно остановился на разъяснениях законодательства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1081 утверждено новое Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), которое устанавливает порядок осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора). 22 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 209-ФЗ от "О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации". Согласно данному закону пункт 4 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации излагается в следующей редакции: "земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с нуждами сельского хозяйства и сельскохозяйственным производством, за исключением строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящий статьи и осуществления деятельности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи". 01 мая 2021 года вступило в законную силу Постановление Правительства Российской Федерации от 05 марта 2021 г. № 325 "Об утверждении Положения о формировании планов проведения почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, а также проведении таких обследований", которое устанавливает порядок формирования планов проведения федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Министерству сельского хозяйства Российской Федерации почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, периодичность обследований, а также порядок и объем их проведения. 03 июня 2021 года вступило в законную силу Постановление Правительства РФ от 24 мая 2021 г. № 783 "О требованиях к содержанию плана проведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и порядке его составления", которым утверждены требования к содержанию плана проведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и правила составления такого плана. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 522-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами», Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» дополнен статьей 15.2, которая предписывает создание Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов (ФГИС ППА). Данная информационная система необходима для обеспечения учета партий пестицидов и агрохимикатов при их обращении (производстве (изготовлении), хранении, перевозке (транспортировке), применении, реализации, обезвреживании, утилизации, уничтожении и захоронении), а также для осуществления анализа, обработки представленных в нее сведений и информации, и контроля за достоверностью таких сведений и информации. Регистрация хозяйствующих субъектов, их площадок и видов деятельности по применению пестицидов и агрохимикатов, а также уполномоченных лиц хозяйствующих субъектов производится по заявлению на бумажном носителе, подписанном руководителем или лицом, его замещающим, либо в виде электронного документа, сформированного и подписанного УКЭП организации, руководителя или замещающего его лица путем заполнения на сайте компонента Цербер специальной формы регистрации. Формирование, ведение и актуализация перечня хозяйствующих субъектов осуществляется на базе Единого реестра поднадзорных объектов в информационной системе Россельхознадзора «Цербер». Начальник отдела надзора в области карантина растений, качества и безопасности зерна и семеноводства по Республике Мордовия А.С. Белебезьев выступил с докладом по правоприменительной практике и с руководством по соблюдению обязательных требований в области карантина растений, качества и безопасности зерна и семеноводства. В рамках исполнения полномочий в области карантина растений проведено 90 контрольно-надзорных мероприятий. Выявлено 58 нарушений, составлено 54 протокола, выдано 25 предписаний, наложено штрафных санкций на сумму 46,7 тыс. руб. При проведении контрольно-надзорных мероприятий и в рамках государственного задания инспекторами отдела было отобрано и направлено в референтный центр Россельхознадзора для проведения исследований 3601 проба. В 100 пробах обнаружены карантинные объекты. Собственникам зараженной растительной продукции были выданы предписания о переработке ее способами, лишающими карантинные сорные растения жизнеспособности на специализированном предприятии, либо очистке подкарантинной продукции. В сфере качества и безопасности зерна и продуктов его переработки за 9 месяцев 2021 года проведено 68 контрольно-надзорных мероприятий, выявлено 29 нарушений, составлено 13 протоколов, выдано 7 предписаний, сумма наложенных штрафов составила 620,5 тыс. рублей. С начала года выдано 7 предписаний об отмене деклараций о соответствии на зерно, за недостоверное и не полное декларирование, т.е. не все показатели определены в соответствии с приложениями техрегламента, 50 деклараций отменены. За 9 месяцев 2021 года в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений проведено 72 контрольно-надзорных мероприятия, выявлено 86 нарушений, выдано 8 предписаний, составлено 82 протокола. Сумма наложенных штрафных санкций составила 48 тыс. рублей. Для предотвращения высева некондиционных семян с начала 2021 года отобрано 41 проба (1 проба оказалась не соответствующей требованиям действующих норм по засоренности). Кроме того, начальник отдела отметил, что для недопущения юридическими лицами и гражданами нарушений в сфере карантина растений, необходимо исполнять следующие основные требования законодательства: 1. При ввозе на территорию Республики Мордовии растительной продукции импортного происхождения или происхождением из карантинных фитосанитарных зон, расположенных на территории РФ, в соответствии с приказом Минсельхоза РФ от 28 июля 2020 г. N 425, необходимо немедленно, в срок не позднее, 1 календарного дня со дня ее доставки извещать об этом Управление Россельхознадзора. 2. Собственники или арендаторы подкарантинных объектов обязаны проводить обследования подкарантинных объектов с целью выявления карантинных объектов. 3. Оформлять карантинные сертификаты, в случае если продукция вывозится из карантинной фитосанитарной зоны. Чтобы избежать нарушения в сфере качества и безопасности зерна и продуктов его переработки необходимо помнить, что в соответствии с техническим регламентом «О безопасности зерна» все зерновые культуры, используемые для пищевых и кормовых целей, подлежат проверке на соответствие их требованиям безопасности. При выпуске в обращение на зерно должна быть оформлена декларация о соответствии его требованиям технического регламента. Зерно признаётся безопасным, если оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия. Проведение таких процедур подтверждается протоколам испытаний и Декларацией о соответствии, оформленной на основании протокола. Согласно Приказу Минсельхозпрода РФ от 31 июля 2020 года № 443 "Об утверждении Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений», реализация семян сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию осуществляется при наличии документа, удостоверяющего их сортовые и посевные качества. Соответственно поставщики семян, к товарно-транспортным накладным должны прикладывать документы, подтверждающие их сортовые и посевные качества. Кроме того, начальник отдела сделал обзор законодательства, касающийся деятельности отдела. В сфере карантина растений с 01.07.2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. №995 «Об утверждении Положения о государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре)». Помимо определения видов профилактических и контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых в рамках карантинного фитосанитарного контроля (надзора), утверждены критерии отнесения объектов данного вида контроля к категориям риска. Всего выделены 3 категории риска: средний, умеренный и низкий. Следующий вид контроля, Положение о котором вступило в силу 01.07.2021 г. это федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. №1079. В нем, утверждены критерии отнесения объектов данного вида контроля к категориям риска. Кроме того, Положение установило новые границы полномочий Россельхознадзора в этой сфере надзора, которые отличаются от закрепленных ранее. За Россельхознадзором остался контроль и надзор при ввозе зерна и круп из иностранных государств, а также при их вывозе с территории Российской Федерации. Остался контроль за зерном при его производстве, хранении, реализации, перевозке, утилизации, а также закладке зерна государственного резерва, его хранении и транспортировки. С Россельхознадзора сняты полномочия по контролю комбикормов и компонентов для их производства при ввозе их из иностранных государств и вывозе с территории Российской Федерации. Кроме того, сняты полномочия по осуществлению контроля круп, закупаемых для государственных нужд. Добавлены полномочия по контролю муки и растительных масел при ввозе и вывозе с территории Российской Федерации, а также полномочия по контролю в отношении продуктов переработки зерна при их производстве, хранении, реализации, перевозки и утилизации не для пищевых целей. С 1 января 2021 года вступил в силу приказ Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2020 года № 478 «Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений». В сфере федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 994, утверждено Положение, вступившее в силу с 1 июля 2021 года. Как и в ранее описанных положениях о видах контроля в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений положением установлены свои категории риска. Затем сотрудники Управления подробно ответили на вопросы, полученные в электронном виде посредством специального сервиса, размещенного на официальном сайте Управления. Подводя итоги публичных обсуждений, Н.А. Давыдов поблагодарил всех присутствующих за активное участие в мероприятии и предложил пройти анкетирование на сайте ведомства. Материалы публичных обсуждений, итоги анкетирования участников и ответы на поступившие вопросы будут размещены на сайте Управления в разделе «Публичные обсуждения».
20 октября 2021 года в городе Саранске в рамках
реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»
состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики, руководств
по соблюдению обязательных требований Управления Россельхознадзора по Республике
Мордовия и Пензенской области (далее – Управление) за 9 месяцев 2021 года в формате
видео-конференц-связи. Мероприятие прошло под председательством заместителя руководителя
Управления Н.А. Давыдова.
В работе
публичных обсуждений приняли участие Представители Уполномоченного по защите прав
предпринимателей в Республике Мордовия, Республиканской ветеринарной службы Республики
Мордовия, Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия, филиала ФГБУ «Россельхозцентр»
по Республике Мордовия, Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской
области и Республике Мордовия, органов местного самоуправления, малого, среднего
и крупного бизнеса, средств массовой информации, сотрудники территориального управления
Россельхознадзора.
Открывая публичные обсуждения, Н.А. Давыдов отметил,
что прошло больше трех месяцев с момента вступления в силу Федерального закона от
31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле
в Российской Федерации». Закон разработан с целью перехода от «палочной» системы
контроля к «умному контролю», основанному на внедрении профилактики в работе контрольно-надзорных
органов. Одним из основных показателей эффективности контроля должно стать не количество
проведенных мероприятий, а снижение барьеров для развития бизнеса. На сегодняшний
день государственный контроль (надзор) осуществляется на основании положений о видах
контроля, в которых учтена специфика отдельных видов государственного контроля и
надзора, а также названия отдельных проверочных мероприятий и действий, присущие
конкретному виду. Положение о конкретном виде контроля (надзора) регламентирует
порядок его организации и осуществления. Все мероприятия проводятся с учетом риск-ориентированного
подхода.
Также Н.А.
Давыдов подчеркнул, что в 2021 году эпизоотическая обстановка по АЧС, высокопатогенному
гриппу птиц остается крайне напряженной как в мире в целом, так и на территории
Российской Федерации. Поэтому одна из основных задач специалистов Управления не
допустить заноса и распространения особо опасных заболеваний на территории республики.
Кроме того,
было обозначено, что в настоящее время экспортные операции имеют огромное значение,
так как способствуют росту экономики. Республика Мордовия является активным экспортером
своей продукции во многие страны.
Н.А. Давыдов
обратил внимание участников публичный обсуждений, что с текущего года Россельхознадзор
наделен полномочиями по соблюдению требований законодательства в сфере обращения
пестицидов и агрохимикатов при ввозе на территорию России, а также соблюдение регламентов
их применения при производстве сельскохозяйственной продукции (кроме применения
пестицидов и агрохимикатов гражданами для ведения личного подсобного хозяйства).
С 1 июля 2022 года на территории Российской Федерации будет внедрена Федеральная
государственная информационная система прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов
(ФГИС ППА), которая создается в целях обеспечения учета пестицидов и агрохимикатов
при их обращении.
Затем, согласно плану проведения публичных обсуждений,
с докладом по правоприменительной практике и с руководством по соблюдению обязательных
требований выступил начальник отдела государственного ветеринарного надзора по Республике
Мордовия Чумарин Р.К.
За 9 месяцев 2021 года специалистами отдела проведено
449 контрольно-надзорных мероприятий. При этом выявлено 443 нарушения, составлено
365 протоколов, выдано 159 предписаний, вынесено 373 постановления.
В целях исполнения полномочий по федеральному государственному
ветеринарному надзору, осуществляемому с 1 января 2020 в соответствии с Законом
РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» в отношении физических лиц по обращениям
граждан специалистами Управления проведено 124 выездные проверки, 3 инспекционных
и 5 профилактических визитов, в ходе которых выявлено 80 нарушений. По выявленным
нарушениям выдано 51 предписание, составлено 53 протокола.
В целях исполнения поручения заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко (протокол заседания в режиме
видеоконференцсвязи постоянно действующей противоэпизоотической комиссии Правительства
Российской Федерации от 19.01.2021 г. № 1) и приказа Россельхознадзора от 01.02.2021
г. № 93 и 94 «О проведении проверок» проведено 16 внеплановых проверок в отношении
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по
содержанию, разведению и убою птицы, хранению, производству и реализации мяса птицы
и продуктов его переработки. По выявленных нарушениям выдано 11 предписаний, составлено
29 протоколов, проведена 61 внеплановая проверка в отношении юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих деятельность по содержанию, разведению и убою свиней,
хранению, производству и реализации свинины и продуктов её переработки, а также
внеплановых проверок свиноводческих хозяйств, организаций, осуществляющих убой свиней,
переработку и хранение продукции свиноводства, отнесённых к III и IV компартментам,
на предмет выполнения критериев компартментализации. По выявленных нарушениям выдано
51 предписание, составлено 63 протокола.
В целях исполнения поручения заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 9 июля 2021 г. № ВА-П11-9302
и приказа Россельхознадзора от 13.08.2021 г. № 911 «О проведении проверок» проведено
17 внеплановых выездных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих деятельность по содержанию, разведению и убою свиней, хранению, производству
и реализации свинины и продуктов её переработки. По выявленных нарушениям выдано
15 предписаний, составлено 15 протоколов.
В целях исполнения поручения заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 16 июля 2021 г. № ВА-П11-9718
и приказа Россельхознадзора от 13.08.2021 г. № 915 «О проведении проверок» Управлением
в 2021 году проведено 2 внеплановых выездных проверки в отношении юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по содержанию, разведению
и выращиванию водных биологических ресурсов. По выявленных нарушениям выдано 2 предписания,
составлено 2 протокола.
В рамках мероприятий по недопущению заноса и распространения
вируса АЧС за 9 месяцев 2021 года проведено 130 проверок в отношении хозяйствующих
субъектов. По выявленным нарушениям выдано 65 предписаний, составлено 77 протоколов.
В рамках осуществления совместных рейдовых обследований
территорий на предмет обнаружения павших диких кабанов совместно со специалистами
Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике
Мордовия проведено 6 мероприятий, в ходе которых трупов кабанов не обнаружено. В
целях осуществления мониторинга эпизоотической ситуации по АЧС среди домашних свиней
и диких кабанов за 9 месяцев 2021 года произведен отбор 19357 проб в рамках регионального
мониторинга и 1094 пробы в рамках федерального мониторинга. Во всех случаях получен
отрицательный результат на наличие вируса АЧС.
За указанный период отобрано и направлено в ФГБУ
«ЦНМВЛ», ФГБУ «ВГНКИ», ФГБУ «ВНИИЗЖ» для проведения лабораторных исследований 8299
проб. Их них отобрано: 7861 проба биологического материала от животных, птицы, пчел,
при исследовании которых получено 206 положительных результатов и 438 проб животноводческой
продукции, при проведении получено 57 положительных результатов (содержание остаточного
количества лекарственных средств).
По всем случаям выявления нарушений действующих
норм законодательства информация направлена производителям пищевой продукции, в
Республиканскую ветеринарную службу, в Комиссию по противодействию незаконному обороту
промышленной продукции в Республике Мордовия.
По выявленным положительным результатам, проведено
7 внеплановых проверок, согласованных с Прокуратурой Республики Мордовия. По выявленным
нарушениям составлено 10 протоколов, выдано 7 предписаний. Производителям выдано
17 предписаний о прекращении действия деклараций о соответствии. Прекращены действия
36 деклараций о соответствии.
С начала
текущего года мониторинговой группой Управления выявлено 827 нарушений. За нарушение
ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных
документов заблокировано 16 уполномоченных лиц. Аннулирована регистрация 1 лица.
Направлено 102 предупреждения о возможной блокировке уполномоченных лиц, допустивших
нарушения. Направлено 24 письма в Республиканскую ветеринарную службу о необходимости
принятия мер в связи с нарушениями, допущенными государственными ветеринарными врачами.
С начала
текущего года выявлено 11 фантомных предприятий, осуществляющих оборот подконтрольной
продукции. Все площадки исключены из системы ФГИС "Меркурий", в отношении
лиц, осуществлявших оборот товаров с использованием фантомных площадок приняты меры.
Также Чумарин
Р.К. подчеркнул важность ознакомления с новыми нормативно-правовыми актами.
С 29 июня 2021 года вступил в законную силу федеральный
закон от 30 декабря 2020 г. № 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации». Закон
устанавливает основные задачи и направления развития пчеловодства; права союзов
(ассоциаций) пчеловодческих хозяйств; меры поддержки (включая содействие созданию
сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих, потребительских и иных с/х
кооперативов); полномочия органов власти в данной сфере. Отдельные нормы посвящены
предупреждению и ликвидации болезней пчел, предотвращению отравления пчел пестицидами
и агрохимикатами, сохранению племенной продукции пчеловодства.
С 1 сентября 2021 года вступил в силу:
приказ Министерства сельского хозяйства Российской
Федерации от 24.03.2021 № 156 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления
профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления
и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения
и ликвидацию очагов лейкоза крупного рогатого скота. Данные правила устанавливают
обязательные требования к осуществлению профилактических, диагностических, ограничительных
и иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской Федерации карантина
и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию
очагов лейкоза крупного рогатого скота,
приказ Министерства сельского хозяйства Российской
Федерации от 24.03.2021 № 157 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления
профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления
и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения
и ликвидацию очагов ящура". Данные правила устанавливают обязательные для исполнения
требования к осуществлению профилактических, диагностических, ограничительных и
иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской Федерации карантина
и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию
очагов ящура,
приказ Министерства сельского хозяйства Российской
Федерации от 24.03.2021 № 158 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления
профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления
и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения
и ликвидацию очагов высокопатогенного гриппа птиц". Данные правила устанавливают
обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических,
ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской
Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения
и ликвидацию очагов высокопатогенного гриппа птиц,
приказ Министерства сельского хозяйства Российской
Федерации от 21.05.2021 № 327 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления
профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления
и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения
и ликвидацию очагов губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота". Данные
правила устанавливают обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических,
диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории
Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение
распространения и ликвидацию очагов губкообразной энцефалопатии крупного рогатого
скота.
Далее с докладом выступил начальник отдела государственного
ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте
по Республике Мордовия С.И. Морозов.
В рамках осуществления контроля за перемещением (перевозками)
подконтрольных товаров, контроля за обращением лекарственных
средств для ветеринарного применения, лицензионного контроля и лицензирования фармацевтической
деятельности на территории Республики Мордовия проведено 1360 контрольно-надзорных
мероприятий, из них 13 плановых проверок, 14 внеплановых проверок, 1 рейдовое
мероприятие, 46 обследований хозяйствующих субъектов на предмет соответствия требованиям
стран-импортёров и ввоза подконтрольных товаров, произведён досмотр 1286 партий
подконтрольных грузов.
По результатам
проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлено 75 нарушений, составлено 23
протокола, выдано 10 предписаний, наложено штрафных санкций на сумму 90,5 тыс. рублей,
вынесено 3 предупреждения.
За 9 месяцев 2021 года рассмотрены 8 заявлений
на предоставление и переоформление лицензий
на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств
для ветеринарного применения. По результатам их рассмотрения первично предоставлены
5 лицензий (4 лицензии – по Пензенской области, 1 лицензия – по Республике Мордовия), переоформлены 3 лицензии (по Пензенской
области).
В сфере осуществления контроля за соблюдением лицензионных
требований и контроля за обращением лекарственных средств для ветеринарного применения
проведены 26 проверок, выявлены
69 нарушений, выданы 10 предписаний, оформлены 17 административных протоколов.
Проведены
46 обследований поднадзорных хозяйствующих субъектов республики, в том числе 42
обследования предприятий – на предмет соответствия ветеринарно-санитарным требованиям
третьих стран с целью получения права на экспорт продукции в зарубежные страны и
страны Евразийского экономического союза, 3 обследования предприятий – на получение
разрешения на ввоз подконтрольных товаров из иностранного государства, 1 обследование
– на предмет исполнение плана корректирующих мероприятий.
С.И. Морозов отметил, что с 11 апреля 2021 года
вступил в силу приказ Федеральной
службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 28 декабря 2020 г. № 1406 «Об
утверждении Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному
надзору предоставления государственной услуги по лицензированию фармацевтической
деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного
применения».
Административный
регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий)
Россельхознадзора при осуществлении лицензирования фармацевтической деятельности
в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, а также порядок
взаимодействия между структурными подразделениями Россельхознадзора, их должностными
лицами, взаимодействия Россельхознадзора с юридическими и физическими лицами, в
том числе индивидуальными предпринимателями, иными органами государственной власти,
учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги по лицензированию
фармацевтической деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств
для ветеринарного применения.
За 9 месяцев
2021 года отделом установлено, что одним из основных нарушений производителями сельскохозяйственной
продукции Республики Мордовия (предприятиями – экспортёрами) является выпуск в обращении
продукции животного происхождения, содержащего в своём составе лекарственные препараты
с превышениями допустимых уровней их содержания.
Россельхознадзором
в отношении 5 предприятий – экспортёров 12 раз вводился режим усиленного лабораторного
контроля (УЛК) по странам Таможенного союза, Абхазии, Азербайджана, Украины, Таджикистана,
Кувейта, Гонконг, Вьетнам, Япония.
В отношении
одного предприятия-экспортера Республики Мордовия дважды вводился статус "Предупреждение"
(несоответствие по массовой доле белка, массовой доле жира, выявление ДНК свиньи
незаявленного производителем, в колбасных изделиях).
Выявлен
факт нарушения предприятием – экспортёром требований страны – импортёра по применению
запрещённых лекарственных средств. На аттестованное предприятие от поставщиков на
убой поступали животные (свиньи), которым при выращивании для лечения применяли
лекарственные препараты, запрещённые в применении Социалистической Республики Вьетнам.
В связи
с вступлением в силу с 21.04.2021 года Регламента ЕС от 15.03.2017 года № 2017/625
ветеринарные требования, применяемые к композитной продукции, больше не будут зависеть
от процентного соотношения ингредиентов животного происхождения. Указанным регламентом
определено, что сырьё, из которого изготовлены переработанные продукты животного
происхождения, включённые в состав композитного продукта (стабильного или не стабильного
при хранении), должно происходить с одобренных Европейской комиссией предприятий
и из страны, уполномоченной экспортировать такие переработанные продукты в ЕС. Регламентом
установлена соответствующая форма ветеринарного сертификата для ввоза животноводческих
грузов на территорию ЕС.
С докладом
по правоприменительной практике и с руководством по соблюдению обязательных требований
в области государственного земельного надзора выступил начальник отдела государственного
земельного надзора по Республике Мордовия И.Г. Биушкин. За 9 месяцев 2021 года проведено
339 контрольно-надзорных мероприятий, в
ходе которых выявлено 118 нарушений, составлен 131 протокол, выдано 57 предписаний.
Проконтролированная площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 29151,3
га. За 9 месяцев 2021 года Управлением вынесено 65 постановлений по делам об административных
правонарушениях.
В ходе контрольных (надзорных) мероприятий был
выявлен 1 факт захламления земель отходами производства и потребления на площади
3,7 га, 1 несанкционированный карьер на площади 1,5 га.
За 9 месяцев 2021 года сотрудниками отдела было
отобрано 178 почвенных проб на площади 1224,82 га. По результатам лабораторных исследований
в 11 образцах установлено снижение агрохимических показателей почвы, 8 – микробиологических,
11 химико-токсикологических.
С целью
применения мер экономического стимулирования землепользователей в соответствии с
положениями Налогового кодекса РФ за 9 месяцев 2021 года в налоговые органы была
направлена информация о 61 земельном участке сельскохозяйственного назначения, неиспользуемых
для сельскохозяйственного производства. Общая площадь нарушения на этих участках
составила 1530,44 га.
За 9 месяцев
2021 года отделом выявлено 64 нарушения земельного законодательства, выразившихся
в невыполнении мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв в части допущения
зарастания. Зарастание выявлено на площади 1,588 тыс. га. По результатам проверок
в отношении правообладателей указанных участков составлены протоколы, назначены
административные наказания в виде штрафа. Также выданы предписания об устранении
выявленного правонарушения.
Биушкин И.Г. подробно остановился на разъяснениях
законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 июня 2021 г. № 1081 утверждено новое Положение о федеральном государственном
земельном контроле (надзоре), которое устанавливает порядок осуществления федерального
государственного земельного контроля (надзора).
22 июня
2021 года вступил в силу Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 209-ФЗ от "О
внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью
114 Лесного кодекса Российской Федерации". Согласно данному закону пункт 4
ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации излагается в следующей редакции:
"земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные
на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов,
не могут использоваться для целей, не связанных с нуждами сельского хозяйства и
сельскохозяйственным производством, за исключением строительства, реконструкции
и эксплуатации линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящий статьи и осуществления
деятельности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи".
01 мая 2021
года вступило в законную силу Постановление Правительства Российской Федерации от
05 марта 2021 г. № 325 "Об утверждении Положения о формировании планов проведения
почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения,
а также проведении таких обследований", которое устанавливает порядок формирования
планов проведения федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными
Министерству сельского хозяйства Российской Федерации почвенных, геоботанических
и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, периодичность обследований,
а также порядок и объем их проведения.
03 июня
2021 года вступило в законную силу Постановление Правительства РФ от 24 мая 2021
г. № 783 "О требованиях к содержанию плана проведения мероприятий по воспроизводству
плодородия земель сельскохозяйственного назначения и порядке его составления",
которым утверждены
требования к содержанию плана проведения мероприятий по воспроизводству плодородия
земель сельскохозяйственного назначения и правила составления такого плана.
В связи
с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 522-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»
в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного
обращения с пестицидами и агрохимикатами», Федеральный закон от 19 июля 1997 г.
№ 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» дополнен статьей
15.2, которая предписывает создание Федеральной государственной информационной системы
прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов (ФГИС ППА).
Данная информационная
система необходима для обеспечения учета партий пестицидов и агрохимикатов при их
обращении (производстве (изготовлении), хранении, перевозке (транспортировке), применении,
реализации, обезвреживании, утилизации, уничтожении и захоронении), а также для
осуществления анализа, обработки представленных в нее сведений и информации, и контроля
за достоверностью таких сведений и информации.
Регистрация
хозяйствующих субъектов, их площадок и видов деятельности по применению пестицидов
и агрохимикатов, а также уполномоченных лиц хозяйствующих субъектов производится
по заявлению на бумажном носителе, подписанном руководителем или лицом, его замещающим,
либо в виде электронного документа, сформированного и подписанного УКЭП организации,
руководителя или замещающего его лица путем заполнения на сайте компонента Цербер
специальной формы регистрации.
Формирование,
ведение и актуализация перечня хозяйствующих субъектов осуществляется на базе Единого
реестра поднадзорных объектов в информационной системе Россельхознадзора «Цербер».
Начальник отдела надзора в области карантина растений,
качества и безопасности зерна и семеноводства по Республике Мордовия А.С. Белебезьев
выступил с докладом по правоприменительной практике и с руководством по соблюдению
обязательных требований в области карантина растений, качества и безопасности зерна
и семеноводства.
В рамках
исполнения полномочий в области карантина растений проведено 90 контрольно-надзорных
мероприятий. Выявлено 58 нарушений, составлено 54 протокола, выдано 25 предписаний,
наложено штрафных санкций на сумму 46,7 тыс. руб.
При проведении
контрольно-надзорных мероприятий и в рамках государственного задания инспекторами
отдела было отобрано и направлено в референтный центр Россельхознадзора для проведения
исследований 3601 проба. В 100 пробах обнаружены карантинные объекты. Собственникам
зараженной растительной продукции были выданы предписания о переработке ее способами,
лишающими карантинные сорные растения жизнеспособности на специализированном предприятии,
либо очистке подкарантинной продукции.
В сфере
качества и безопасности зерна и продуктов
его переработки за 9 месяцев 2021 года проведено 68 контрольно-надзорных мероприятий,
выявлено 29 нарушений, составлено 13 протоколов, выдано 7 предписаний, сумма наложенных
штрафов составила 620,5 тыс. рублей.
С начала
года выдано 7 предписаний об отмене деклараций о соответствии на зерно, за недостоверное
и не полное декларирование, т.е. не все показатели определены в соответствии с приложениями
техрегламента, 50 деклараций отменены.
За 9 месяцев 2021 года в сфере семеноводства сельскохозяйственных
растений проведено 72 контрольно-надзорных мероприятия, выявлено 86 нарушений, выдано
8 предписаний, составлено 82 протокола. Сумма наложенных штрафных санкций составила
48 тыс. рублей.
Для предотвращения
высева некондиционных семян с начала 2021 года отобрано 41 проба (1 проба оказалась
не соответствующей требованиям действующих норм по засоренности).
Кроме того, начальник отдела отметил, что для недопущения
юридическими лицами и гражданами нарушений
в сфере карантина растений, необходимо исполнять следующие основные требования
законодательства:
1. При ввозе на территорию
Республики Мордовии растительной продукции импортного происхождения или происхождением
из карантинных фитосанитарных зон, расположенных на территории РФ, в соответствии
с приказом Минсельхоза РФ от 28 июля 2020 г. N 425, необходимо немедленно, в срок
не позднее, 1 календарного дня со дня ее доставки извещать об этом Управление Россельхознадзора.
2. Собственники или арендаторы подкарантинных объектов
обязаны проводить обследования подкарантинных объектов с целью выявления карантинных
объектов.
3. Оформлять карантинные сертификаты, в случае
если продукция вывозится из карантинной фитосанитарной зоны.
Чтобы избежать
нарушения в сфере качества и безопасности
зерна и продуктов его переработки необходимо помнить, что в соответствии с техническим
регламентом «О безопасности зерна» все зерновые культуры, используемые для пищевых
и кормовых целей, подлежат проверке на соответствие их требованиям безопасности.
При выпуске в обращение на зерно должна быть оформлена декларация о соответствии
его требованиям технического регламента. Зерно признаётся безопасным, если оно прошло
необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия. Проведение таких процедур
подтверждается протоколам испытаний и Декларацией о соответствии, оформленной на
основании протокола.
Согласно Приказу Минсельхозпрода РФ от 31 июля
2020 года № 443 "Об утверждении Порядка реализации и транспортировки семян
сельскохозяйственных растений», реализация семян сортов, включенных в Государственный
реестр селекционных достижений, допущенных к использованию осуществляется при наличии
документа, удостоверяющего их сортовые и посевные качества. Соответственно поставщики
семян, к товарно-транспортным накладным должны прикладывать документы, подтверждающие
их сортовые и посевные качества.
Кроме того, начальник отдела сделал обзор законодательства,
касающийся деятельности отдела.
В сфере карантина растений с 01.07.2021 года вступило
в силу Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. №995 «Об утверждении Положения
о государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре)».
Помимо определения видов профилактических и контрольно-надзорных
мероприятий, осуществляемых в рамках карантинного фитосанитарного контроля (надзора),
утверждены критерии отнесения объектов данного вида контроля к категориям риска.
Всего выделены 3 категории риска: средний, умеренный и низкий.
Следующий вид контроля, Положение о котором вступило
в силу 01.07.2021 г. это федеральный государственный контроль (надзор) в области
обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, которое утверждено
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. №1079. В нем, утверждены критерии
отнесения объектов данного вида контроля к категориям риска.
Кроме того, Положение установило новые границы
полномочий Россельхознадзора в этой сфере надзора, которые отличаются от закрепленных
ранее. За Россельхознадзором остался контроль и надзор при ввозе зерна и круп из
иностранных государств, а также при их вывозе с территории Российской Федерации.
Остался контроль за зерном при его производстве, хранении, реализации, перевозке,
утилизации, а также закладке зерна государственного резерва, его хранении и транспортировки.
С Россельхознадзора сняты полномочия по контролю
комбикормов и компонентов для их производства при ввозе их из иностранных государств
и вывозе с территории Российской Федерации. Кроме того, сняты полномочия по осуществлению
контроля круп, закупаемых для государственных нужд.
Добавлены полномочия по контролю муки и растительных
масел при ввозе и вывозе с территории Российской Федерации, а также полномочия по
контролю в отношении продуктов переработки зерна при их производстве, хранении,
реализации, перевозки и утилизации не для пищевых целей.
С 1 января 2021 года вступил в силу приказ Министерства
экономического развития РФ от 31 июля 2020 года № 478 «Об утверждении Порядка регистрации
деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных
деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений».
В сфере федерального государственного контроля
(надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений,
Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 994, утверждено Положение,
вступившее в силу с 1 июля 2021 года. Как и в ранее описанных положениях о видах
контроля в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений положением установлены
свои категории риска.
Затем сотрудники
Управления подробно ответили на вопросы, полученные в электронном виде посредством
специального сервиса, размещенного на официальном сайте Управления.
Подводя
итоги публичных обсуждений, Н.А. Давыдов поблагодарил всех присутствующих за активное
участие в мероприятии и предложил пройти анкетирование на сайте ведомства.
Материалы
публичных обсуждений, итоги анкетирования участников и ответы на поступившие вопросы
будут размещены на сайте Управления в разделе «Публичные обсуждения».
|